Автогражданка - не гаранат возмещения ущерба

Страхование гражданской ответственности водителя, европротокол… Владельцам автомобилей не оставили права выбора - без полиса автогражданки авто не может выезжать на дорогу. С одной стороны - правильно - автомобиль и его потенциальные жертвы застрахованы от различных неприятных ситуаций, которые могут возникнуть на дороге. Но это только в Европе, попав в ДТП, водителям достаточно сообщить своим страховщикам. И дальше уже страховые компании выясняют между собой, чей клиент должен, кому и сколько платить. В Украине дело обстоит совсем иначе; даже если водитель имеет и автогражданку, и КАСКО, возмещать убытки преимущественно вынужден из своего кармана. В лучшем случае, через несколько месяцев бумажной волокиты сможет отвоевать у страховщиков часть денег.

В том, что со страховым полисом ты ни от чего не застрахован, убедился львовянин Олег Грущинский. «В пятницу возвращался с женой с дачи. На улице Хуторивке стояла «жэковская» машина - выгружали какой-то песок. Хотел ее объехать и влетел под МАN, который двигался навстречу. Понимаю, что сам виноват в этой ситуации, хотя наш автомобиль пострадал больше, у «фуры» только бампер отвалился. Хорошо, что все живы остались, - говорит Олег Грущинский. - В шоковом состоянии начал набирать номера страховой компании, указанные у меня в полисе. Но оказалось, что они недействительны. Я за рулем всего два года, никогда до этого не попадал в ДТП. Что делать в такой ситуации - не знаю, а тут еще и страховая бросила на произвол судьбы. Водитель фуры сказал, что ГАИ вызывать не обязательно - жертв нету, убытки относительно небольшие (не более 10 000). Теперь, если оба водителя договорились, достаточно заполнить только европротокол. Сошлись на том, что я ему должен заплатить 4000 гривен. В результате, я заплатил из своего кармана. К страховщикам смог дозвониться только в понедельник. Оказалось, что они просто… изменили номера. Но откуда я должен знать? Автомобили так и должны были стоять на дороге с пятницы до понедельника, пока мы ищем контакты страховщиков? Мне сказали, что нужно было вызвать ГАИ. На место ДТП они, оказывается, выезжать не обязаны. Словом, я понял, что авто придется ремонтировать за свой счет. Но для чего тогда покупать полис?»

В другом случае женщина попала в небольшую ДТП. Тогда вызвали и «скорую» (ее подруга разбила голову), и ГАИ. А к страховщикам водитель авто, в котором они ехали, также не смог дозвониться, потому как ДТП произошло в 9:00 вечера, а никто так долго в офисе не сидит. Хотя в страховых компаниях должен быть хотя бы один телефон, который отвечает круглосуточно. Пытались сфотографировать автомобили на телефон (страховщики часто просят фото с места происшествия), но поскольку уже было темно и моросил дождь, разобрать что-то на фото было сложно. Может, водителям вместе с автогражданкой еще ​​и профессиональные фотоаппараты покупать, чтобы не беспокоить лишний раз страховых комиссаров?

Обязательно вызывайте ГАИ на место ДТП

«Если жертв нет, водители трезвые, убытки относительно небольшие, то водители не обязаны вызывать ГАИ. Достаточно зафиксировать факт ДТП в письменной форме за подписями обоих водителей и сообщить страховщикам. Однако, чтобы не было претензий со стороны страховщиков, советуем все же вызвать ГАИ, - говорит президент Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. - В случае, если водитель не смог дозвониться в страховую сразу, он должен это доказать. То, что страховая компания сменила номера телефонов, зафиксированные в договоре, не сообщив об этом клиенту, - это уже нарушение условий договора. Поэтому водитель мог представить протокол о ДТП с требованием компенсировать убытки и через несколько дней после ДТП. Сообщив, что не имел физической возможности проинформировать страхователя, поскольку тот изменил номера телефона, указанные в договоре».

По словам Леонида Хорина, объективной статистики, какой объем выплат по обязательным видам страхования, нет. Очень часто данные о выплатах, которые публикуют сами страховые компании, - или реклама, или фальшивка. Недавно одна из известных страховых компаний рассказывала об огромной выплате за сожженный при непонятных обстоятельствах внедорожник - говорилось почти о 900 000 гривен. Но в комментариях к этой информации писали, что авто принадлежит двоюродному брату одного из топ-менеджеров компании.

До 90% от выплаты остается в страховой компании

«В 2005 году, когда только ввели автогражданку, выплаты достигали всего 7,9%. Это значит, что из каждых ста гривен, которые платили водители, на выплаты шло всего 7,9 гривны. Остальные оставались компании. На сегодня ситуация немного лучше, но уровень выплат не превышает 30%, тогда как за рубежом по обязательным видам страхования уровень выплат достигает 70% - 90%. Просто у нас водителей обязали покупать полис, а страховые компании никто не обязывает выплачивать компенсации, - говорит Леонид Хорин. - В общем, любой обязательный вид страхования - чрезвычайно прибыльный бизнес для страховых компаний. Поэтому они прибегали к лоббированию, подкупам, лишь бы законодательно ввести обязательную автогражданку».

Разумеется, было что лоббировать. По данным Моторно-транспортного страхового бюро Украины, за первое полугодие 2013 года заключили 4,38 миллиона договоров автогражданки. Это на 5% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Водители заплатили страховщикам 1,22 миллиарда гривен. При этом количество урегулированных требований сократилось с 55 до 53 тысяч, а сумма возмещений снизилась на 5,8 % - до 464,6 миллиона. Т.е. только треть привлеченных средств пошла на выплаты. При этом, если учесть, что часть выплат - это выплаты «для своих», или через различные мошеннические схемы, значит, что рядовому водителю отвоевать компенсацию крайне трудно.

Это стоит знать

В случае ДТП с участием застрахованных автомобилей:

  • при отсутствии травмированных (погибших) людей,
  • с согласия водителей,
  • при отсутствии у них признаков алкогольного или наркотического опьянения,

эти водители имеют право совместно составить сообщение о ДТП (европротокол).

После составления европротокола водители имеют право покинуть место ДТП и освобождаются от обязанности информировать Госавтоинспекцию МВД Украины о его наступлении.

В случае оформления документов о ДТП без участия работников Госавтоинспекции размер страховой выплаты не может превышать 25 тыс. грн.

novosti-plus.ru

Не держите в себе, прокомментируйте новость

Войти с помощью: 

Ваш эл. адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*
*

Please Do the Math