В этом году печальная дата - 70-летие трагических событий на Волыни

В этом году печальная дата - 70-летие трагических событий на Волыни, которые унесли жизни тысяч поляков и украинцев. В течение последних 20 лет Варшава и Киев пытаются перевернуть трагическую страницу общей истории и отдать дань уважения всем жертвам Волынской резни. Главы украинских и польских церквей призывают молиться за жертв тех событий, а политики с обеих сторон «прощают и просят прощения». Но иногда острые слова и определения будят эмоции и возмущение. Интервью с головой Института национальной памяти Польши, историком Лукашем Каминским.

- В Польше и Украине разное видение трагических событий на Волыни. Какое общее видение могли бы принять и украинцы, и поляки? Возможно, - это видение, которое когда-то приняли поляки с немцами ксатаельно их общих болезненных страниц истории, - «просим прощения и прощаем»?

- Цитируемые вами известные слова польских епископов прозвучали через 20 лет после окончания Второй мировой войны. Это был акт большого мужества, если учитывать, что польские общественные раны были на то время еще свежи. Предпосылкой к этим словам было честное описание наших сложных с немцами отношений и нацистских преступлений в отношении поляков. Условием примирения предварительное освещение правды, даже самой болезненной. В свете исследований наших историков и прокуроров есть такие факты: в 1943-1945 годах украинские националисты убили около 60 тыс. поляков на Волыни, 30-40 тыс. в Восточной Галиции и около 6-8 тыс. в других сферах. В Польше это массовое убийство чаще называют собирательным термином «Волынское преступление». Жертвами польского ответа стали несколько тысяч украинском.

- Религиозные деятели УГКЦ и Римско-католической церкви Польши призвали к общей молитве в Люблине о жертвах Волынской трагедии. Может, шаги религиозных деятелей помогут прийти к общему трактовке событий на Волыни?

- Это не первая инициатива обеих церквей к примирению. Религиозный диалог начался 1987. Примас Польши 1981-2009 годов, архиепископ Юзеф Глемп говорил тогда о взаимной вине и потребность прощения. Большим патроном этого диалога был Иоанн Павел II. Фундаментом для примирения является общая память о всех жертвах. Молитва - безусловно важна. Но она не может заменить других действий. Как можно говорить об уважении к жертвам, если большинство из них до сих пор покоятся в анонимных гробах, и не обозначены даже крестом?

- В Сейме зарегистрировали острый проект резолюции по событиям на Волыни, в котором приняты слова «геноцид». Вероятно, Сейм не примет этой резолюции. Однако даже сам проект вызвал резкое возмущение в Украине. Для нас с «геноцидом» прежде всего ассоциируется Голодомор, унесший жизни более семи миллионов украинцев. Пожалуй, трудно жителям той части Украины, в которой считают УПА за героев, которые боролись за независимость государства, изменить точку зрения и начать считать их преступниками. Не лучше ли оставлять такие сложные темы историкам и не позволять, чтобы их использовали политики?

- В Польше Голодомор считают одной из крупнейших трагедий ХХ века. В 2006-м специальные резолюции на эту тему приняли Сейм и Сенат Польши. Институт национальной памяти выдал масштабный том документов на польском, украинском и английском на эту тему. Но исключительность этого преступления не означает, что другие преступления не могут быть описаны в тех же категориях. Нельзя одно преступление противопоставлять другому. Геноцид - юридическая категория. Волынское преступление имеет все признаки, описанные в конвенции ООН от 1948. Она определяет геноцид как «сознательную действие с намерением уничтожить полностью или частично определенную национальную, этническую, расовую или религиозную группу». Если кто-то хочет считать воинов УПА героями, то должен сначала иметь дело с фактами. Нельзя игнорировать 100 000 жертв.

- В Украине среди историков и публицистов бытует мнение, что в Волынской резне, кроме УПА, приложили руки простые бандиты, немецкая полиция, Армия Крайова, советские партизаны, а все это подогревали нацистская Германия и СССР. Следовательно, было много виновных в трагедии. хотела бы, чтобы назвала только УПА преступниками, виновными за резню на Волыни?

- Без сомнения, события на Волыни и других территориях использовали немцы и СССР. Никто не отрицает, что были акции ответа со стороны Армии Крайова. Однако, если говорим об ответственности, то она падает на тех, кто начал массовое убийство, - то есть на ОУН Степана Бандеры и УПА.

- Украинские историки говорят, что не существует документов УПА, которые бы проливали свет на те события и служили доказательством польской версии событий на Волыни. Зато существуют польские и советские документы (документы НКВД часто могли быть сфальсифицированы). Поэтому имеем слишком смутное представление о тогдашних событиях.

- Удивляет, что среди украинских историков еще проявляются голоса, которые ставят под сомнение организованный характер Волынского преступления и ставят под сомнение ответственность ОУН и УПА. Проводник УПА Роман Шухевич в июле 1944-го говорил о «ликвидации поляков на Волыни, которая завершилась летом 1943 года». Украинских архивных документов так много, что выставка, подготовленная нашим институтом к 70-й годовщине трагедии, будет опираться преимущественно на них. Даже если бы этих источников не было, то немыслимо представить «спонтанную» атаку на 99 поселений, а в потом еще на 50 - речь идет об 11 и 12 июля 1943 года. Такой ход событий подтверждают не только страшные свидетельства тысяч свидетелей или польские документы, но и прежде всего свидетельства самих исполнителей.

- Готова ли Польша признать, что межвоенная дискриминационная политика Польши в отношении украинцев была одним из поводов, которые привели к возникновению чувства обиды и ненависти со стороны украинцев и стали одной из причин трагедии на Волыни?

- В Польше давно идет дискуссия о политике II Речи Посполитой по отношению к этническим меньшинствам. В этой дискуссии доминируют критические мысли. Признается, что она была несправедливой к украинцам. Но любые ошибки и озлобление польской межвоенной политики не могут оправдывать Волынского преступления. Ответственность за массовые убийства несут их исполнители, а не жертвы.

- Если бы Украина признала, что это были «этнические чистки», а не геноцид, инициированный УПА, и извинилась за это, то успокоило бы это польские круги, которым особенно зависит на теме Волыни? Была бы тогда Польша готова просить прощения за межвоенные ошибки Польши в отношении украинцев, за акцию «Висла» и депортации украинцев с территории современной восточной Польши, которые после Второй мировой войны (в 1946-1947 годах) провели правительство коммунистической Польши и Москва?

- Процесс сведения счетов с тяжелым прошлым не может быть предметом какого-либо торга или переговоров. Фундаментом должна быть готовность принять даже самую тяжелую правду. Каждая из сторон может требовать прежде всего честности от себя. Дискуссии по отношению поляков с другими народами начала еще польская оппозиция перед падением коммунизма. Дискуссии проводились также поляками в эмиграции. Акцию «Висла» осудил Сенат Польши в 1990-м, а в 2007-м эту оценку подтвердили в совместном обращении тогдашние президенты Польши и Украины - Лех Качиньский и Виктор Ющенко. Наш Институт проводит в этом деле следствие, трактуя акцию «Висла» как коммунистическое преступление и преступление против человечности. Продолжается следствие по преступлениям, совершенным польским подпольем против украинских граждан и по массовой депортации украинцев из Польши в СССР после завершения Второй мировой войны. В то время произошло также депортация поляков из СССР. Оба народа стали жертвами политики Сталина. Эти дела откровенно описывают польские историки. В частности, наш Институт. Польские архивы доступны для всех исследователей.

- Тема Волыни постоянно вставляет палки в колеса польско-украинскому примирению. Каким образом такую дату, как 70-я годовщина событий на Волыни, должны бы отметить оба государства, чтобы избежать негативных последствий? Понимают ли в Польше, что тема Волыни играет против украинской оппозиции и выгодна Москве?

- Нынешняя политическая ситуация в Польше или в Украине, а также международная ситуация не могут быть аргументами в деле исторического примирения. Она должна опираться на память, а не на попытки забыть или столкнуть жертв на обочину. Лучшее, что можем сейчас сделать, это вспомнить жертв и начать диалог. Предыдущие попытки диалога ограничивались узким кругом историков, политиков и религиозных деятелей. Пора, чтобы с тяжелыми страницами общей истории столкнулись украинское и польское общество. Во многих делах нам удалось наладить хорошие отношения, поэтому можем их наладить и относительно прошлого. И к евангельскому призыву «прощайте врагам вашим» добавить «правда делает свободным». Сказать правду бывает мучительно, но это освобождает от ненависти.

Справка

Институт национальной памяти Польши (ИНП) основан Сеймом. Институт работает с 2000-го года. ИНП занимается новейшей историей Польши и изучением преступлений периода Второй мировой войны и коммунизма. ИНП - крупнейшая в Польше организация, которая занимается исследованием истории Польши 1939-1990 годов. Также ИНП проводит обучение, издает книги и организует выставки. В архивах ИНП собирают и исследуют документы коммунистической тайной полиции Польши и оккупационных властей периода Второй мировой войны. ИНП предоставляет доступ к своим документам жертвам репрессий, исследователям и журналистам. Институт имеет также прокурорские полномочия. Прокуроры ИНП исследуют нацистские и коммунистические преступления 1939-1990 годов, военные преступления и преступления против человечности. С 2007-го при ИНП действует Офис люстрации, который исследует прошлое кандидатов на публичные должности в Польше. Возглавляет Институт председатель, назначенный Сеймом с согласия Сената на пятилетнюю каденцию. От 2011-го это Лукаш Каминский.

novosti-plus.ru

Метки Новости:

Не держите в себе, прокомментируйте новость

Войти с помощью: 

Ваш эл. адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*
*

Please Do the Math