В бюджете нет ни копейки для любых выборов

Члены парламента ушли на летние каникулы. А в Центризбиркоме живут мыслями об организации нового избирательного процесса там, где так и не определили победителей октябрьской гонки за право войти в Верховную Раду.

На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.

- В вашем ведомстве недавно новый руководитель - Михаил Охендовский. В оппозиции говорят, что его избрание-назначение состоялось с нарушением, поскольку должным образом не уволили предшественника - Владимира Шаповала. Поэтому была ли выдержана чистота процедуры?

- Председатель Центральной избирательной комиссии выбирали среди ее членов путем тайного голосования с помощью избирательных бюллетеней. Никаких нарушений процедуры голосования не было. Более того, счетная комиссия работала в присутствии всех членов ЦИК, поэтому у всех была возможность наблюдать за этим процессом.

- Чувствуется в работе председателя ЦИК влияние политической силы (Партии регионов), которая делегировала его в ЦИК?

- Сторонники и оппоненты Михаила Охендовского сходятся на одной мысли: он является высококвалифицированным юристом, имеет достаточный опыт работы в избирательной сфере. А любые политические оценки я комментировать не могу.

- У господина Охендовского и у вас были разные взгляды на итоги второго тура президентских выборов 2004 года. Он считал, что тогда фальсификаций не было, хотя Верховный Суд фактически признал, что волеизъявление людей исказили. Разное видение одних и тех процессов не мешает вам работать сейчас? Находите со своим бывшим оппонентом общий язык? В чем не согласны с ним?

- Наличие двух различных правовых позиций никак не препятствует на профессиональном уровне нормально работать и доказывать свое мнение перед другим коллегой. Не вижу никаких проблем в отношениях с председателем ЦИК. Будет гораздо хуже, если все 15 членов ЦИК по всем вопросам всегда имеют одинаковую правовую позицию. То, что у каждого из нас свое видение, является безусловным плюсом в работе Центризбиркома.

- Девять месяцев парламент седьмого созыва проработал в неполном составе - без пяти, а с недавних пор - без семи народных депутатов. На ком лежит ответственность за эту нынешнюю неполноту: на ЦИК, судах, Верховной Раде, президентских структурах?

- Неблагодарное дело искать крайних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что во всех «проблемных» округах были судебные решения, которые в той или иной степени корректировали волеизъявления граждан на этих территориях. Принимая во внимание эти судебные решения, полностью достоверно установить результаты выборов ЦИК, по-моему, было невозможно. Некоторые критикует нас и говорит, что следовало воспользоваться данным записей видеонаблюдения. Но видеонаблюдения, как и любое решение ЦИК, не могут устранить силу принятых судебных решений в упомянутых округах. С этим надо было считаться. По моему мнению, в итоге принято наиболее адекватное решение - не устанавливать результатов выборов в пяти мажоритарных округах, а дать возможность Верховной Раде в будущем принять новый законодательный акт, урегулировал назначения в них новых выборов.

- В разгар работы Верховной Рады мандаты народных депутатов отобраны у Александра Домбровского и Павла Балоги. Вы согласны с этим решением судов и молчаливой реакцией парламента? Уж не создал этот прецедент, когда из конъюнктурных соображений уязвимым могут сделать когда-либо любого депутата?

- Если говорить о принципе верховенства права, то, мне здесь не соблюдено ни требования Конституции, ни требований закона. Нет другой основания для прекращения полномочий народного депутата, кроме выписаны в Конституции. В части первой статьи 81 говорится о пяти основаниям, по которым должна принимать решение Верховная Рада. Еще одна содержится в части четвертой статьи 81. Там указано, что только в случае невыполнения требования о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности суд (а не парламент) может досрочно прекратить полномочия народного депутата. В этом же случае суд придумал седьмую основание, не предусмотрена в Конституции. Я удивлен появлением такого судебного решения. Помимо того, существует принцип обязательности исполнения судебных решений. Единственный способ его отмены - добиться отмены. Однако по действующей процедуре в Кодексе административного судопроизводства, к сожалению, такая возможность является крайне проблематичной. Вместе убежден: если бы народные депутаты заняли более принципиальную позицию в ситуации с упомянутыми вами двумя своими коллегами, негативного для них судебного решения не было.

К сожалению, у нас появился прецедент, когда народных депутатов досрочно лишают полномочий без оснований, предусмотренных Конституцией. Ящик Пандоры открыт. Вы спрашивали, кто на этом еще обожжется? Вопрос риторический.

- Во фракции Партии регионов склоняются к тому, чтобы новые выборы в семи свободных округах провести 22 декабря 2013. Насколько эта дата приемлема для избирателей, для будущих кандидатов, для ЦИК? Какие положительные-негативы от проведения выборов в этот период?

- Было бы идеально, если бы сама Верховная Рада законом определила дату проведения новых выборов в этих «проблемных» округах. Она была бы обязательной для всех субъектов избирательного процесса, в первую очередь - для Центризбиркома. О оптимальность озвученной даты будут говорить политологи. Отмечу лишь, что она зависит не столько от консенсуса политических элит, сколько от финансового фактора. В бюджете нашей страны сейчас нет ни копейки на проведение промежуточных и любых других парламентских выборов.

- В октябре 2012-го в «проблемных» округах плохо сработали окружные избирательные комиссии. Будете проводить усиленный «ликбез» - чтобы не было новой позора?

- Действительно, существует серьезная проблема по надлежащей подготовки членов избирательных комиссий. Бывают нарушители-«рецидивисты», но неправильно говорить о характерную картину на территории всей страны. Речь идет, скорее, об исключениях, чем правило. Большая проблема в том, что Украина, не единственная в Европе, подвергается постоянным изменениям избирательного законодательства накануне новых выборов. Это вносит сложности в подготовке членов ВК. Добавляет трудностей и то обстоятельство, что 95% членов избирательных комиссий не имеют высшего юридического образования. С их подготовкой квалифицированных членов ВК сама ЦИК не справится, если политические партии не приобщатся к этому процессу. Речь идет о взаимовыгодном процесс.

novosti-plus.ru

Не держите в себе, прокомментируйте новость

Войти с помощью: 

Ваш эл. адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*
*

Please Do the Math